В августе мы совершили небольшую поездку по нескольким городам.. И я поступила не так как обычно - совершенно ничего не планировала заранее, а взяла и выкупила все за несколько дней до дня Х (никогда так не буду больше делать=)). Маршрут: СПБ - (автобус) - Хельсинки - (паром) - Таллин - (автобус) - Рига - (автобус) - СПБ, с постепенным увеличением количества дней в каждом городе (так что в Риге мы были дольше всего).

Хельсинки - мой самый любимый город на сегодняшний день (и никто кроме А. не понимает моих чувств). И да, возможно я не замечаю его недостатков, которые у него все-таки наверное есть. Но.. каждый раз, попадая на территорию Финляндии я впадаю в такое экзальтированное состояние, что не вижу никаких других цветов кроме розового. Даже проезжая обычные поля, леса и пригороды, цвета будто становятся ярче, и солнышко освещает аккуратную геометрию пейзажей и ухоженные дома.. и сердцу так хочется петь. Дорога из Питера в Хельсинки на автобусе занимает где-то 7 часов (включая общение с пограничниками), и за это время можно успеть многое рассмотреть.

Хельсинки в принципе дорогой город (для туристов зарабатывающих в рублях), и проезд там конечно тоже дорогой (зато билет покрывает все виды транспорта в выбранной зоне - автобусы, трамваи, метро и паромы, можно взять на несколько дней сразу, конечно это распространено и в других странах, но все равно))), но у городского транспорта есть сайт, где маршруты рассчитываются по минутам, почти на каждой остановке установлено табло с обратным отсчетом до следующего автобуса (в минутах), и карта с маршрутами. И безбарьерная среда - это когда у подножки на входе в трамвай и остановки один уровень, и на дверях трамвая две кнопки для открытия - на привычном уровне и чуть ниже для тех, кто на колясках; и когда у тротуаров и дороги практически нет разницы в высоте.
Еще мне очень нравится как сам город устроен, как бережно при строительстве домов и улиц относятся к пейзажу на котором будут возводиться дома или проводиться дороги. Мне нравится, что сохраняются холмы, естественные линии и уголки природы, и как гармонично все смотрится вместе. Гармония и забота в мелочах действуют очень успокаивающе и ты с первых минут расслабляешься и чувствуешь себя в полной безопасности.

Мы остановились в южном районе города в 15 минутах от центра на трамвае, где 4х-этажные дома стоят на берегу реки полукругом, и окна квартиры как раз выходят причал с лодочками, заросший высокой травой берег и мостик, а на противоположном берегу пасется стая белощеких казарок.
У нас были соседи из Нью Йорка и Германии, большая гостиная с балконом, два туалета и душевая с сауной; еще хозяин оставил нам велосипед, на котором мы не успели покататься. Из минусов - не было обещанного вайфая, а без него очень грустно, кхе-кхе. ^__^" (Ну и планировать, изучать сайты конечно невозможно).

Первый день мы посвятили природе и направились в сторону острова Сеурасаари. Перешли на другой берег речки и направились через парк к острову. Парк.. довольно сложно назвать парком.. скорее это лес посреди спального района, с ухоженными тропинками (и велосипедными дорожками, в этом году появилось очень много стоянок для велосипедов и велосипедистов видимо-невидимо), в котором внезапно появлялись и исчезали чьи-то милые сады. К тому моменту как мы подошли к острову ветер поднялся до 15 м/с, но люди вокруг будто не обращали на него никакого внимания.
На острове Сеурасаари устроен музей под открытым небом, куда свезены со всей Финляндии деревянные дома разных периодов времени, проводятся выставки, а если музей не интересен, можно просто погулять по лесу или вдоль залива, пособирать ягод-грибов, пообщать животных и птиц.
Первым мы подошли к небольшому островку Пуккисаари, на нем находится "стоянка железного века" с примерами домов того времени, везде можно ходить, трогать, изучать.

Вид с одного острова на другой.

На острове Сеурасаари при желании можно провести весь день, бродить по его тропинкам или сидеть в каком-нибудь кафе. Даже при приближении к нему чувствуются изменения, появляются красивые резные домики с верандами-кафе или музеями, а мы попробовали обойти его всего по дуге, кажется у нас это даже получилось.
Тут мы впервые пообщались с канадскими казарками (по английски просто "канадские гуси" ^__^), крупными перелетными птицами. Мы подошли к участку у воды со скамейками и думали там посидеть, а тут они побежали на нас с раскрытыми крыльями (тут же вспомнились все детские страхи с атакующими гусями), но оказывается они просто хотели общаться и думали мы их покормим. Там же вместе с ними были уточки (которых все гоняли), крупные чайки и семейство лебедей с потомством маленьких серых шеек. Они подпускали людей практически вплотную и чуть ли не наступали нам на ноги. В лесу встретились вяхири (лесные голуби), похожие на городских голубей, только они крупнее, их шеи длиннее и отлив оперения у них голубой.

Иногда мы сворачивали с тропинок прямо в лес и тогда нас окружали белки.. белками конечно трудно удивить, они обитают практически везде, но эти были крупнее и пушистее, и прыгали вокруг нас вкруговую большой стайкой. А вокруг мох и кустики малины с брусникой.. Я выросла на севере и прогулка по мху, проминающемуся под ногами, вызывает во мне детские восторженные воспоминания о хрупкой северной природе и маленьких деревьях, стволы которых можно охватить пальцами одной руки. Тут конечно природа не настолько северная, но мох и скалы, и ползущие по ним корни деревьев, и сами стволы деревьев, изгибающиеся под сильными ветрами, творят свою магию.

В конце концов мы дошли до крайнего края острова, где порывы ветра прижимали меня к скалам и деревьям (настолько он разгонялся на открытой воде в тот день), а люди вокруг продолжали гулять или бегать, стайками играть в Покемон Го. ^__^

Мы покинули территорию острова ближе к вечеру и пошли к остановке через парк.. который не совсем парк, а скорее прирученный дикий лес с тропинками. И было ощущение полного погружения, если бы не появляющиеся время от времени люди, что ты находишься в диком лесу, но через пару поворотов внезапно появлялась дорога и остановка.. и дома. Очень интересные ощущения. ))
Мы погуляли по вечерним улицам и посмотрели на закрытые окна практически всех заведений. И это тот пункт, который обычно не устраивает русскоговорящих туристов - магазины, кафе и торговые центры закрываются непривычно рано и им становится скучно и "нечего больше делать" (а по выходным еще раньше))). Мы нашли открытые магазины в Камппи (торговый центр, совмещенный с автовокзалом, конечно рядом с Камппи всегда большой поток людей и можно увидеть мусор), вместе с чашкой латте в кофейне и вайфаем. Вот вайфай в Хельсинки все еще есть не везде к сожалению, но его можно найти в торговых центрах, музеях или инфо-центрах например.

Второй день мы решили провести в городе и погулять по его летним, зеленым улицам. В этот раз, практически везде где бы мы ни были, во всех городах шли какие-нибудь работы (меняли трубы, укладывали плитку и т.п.), а в Хельсинки все делалось аккуратно, почти по линейке все выверялось и наблюдать за работой было одно удовольствие.
Сначала мы исследовали свой район, а потом сели на трамвай и поехали в центр, к Стокманну (мне хотелось потрогать руками японскую и финскую керамику) и книжным магазинам, да и другим магазинчикам с дизайнерской одеждой, обувью и атрибутикой (и нашли один, в котором нам все по карману, муахаха) - порадовать глаза.

Зашли в обновленный (открылся в марте этого года) городской музей.. У городского музея сейчас где-то 4 филиала и все они бесплатные, туда можно зайти посмотреть на текущие выставки или просто отдохнуть на мягких креслах, покачаться на качельках и половить вайфай (в плохую погоду это всегда только плюс). Практически у всех выставок есть интерактивные составляющие для всей семьи (с детьми там очень хорошо, можно на весь день остаться), в основном здании музея это целый детский город, где дети могут переодеваться и играть в театр с настоящей сценой, бегать по мягким покрытиям-лаве, учиться в "школе", какой она была раньше и т.п. Нам так это понравилось, что мы тоже немного расслабились там за партами. )) В филиале, посвященном музыке можно было учить танцы прошлых лет, в музее транспорта лазить по трамваям и все трогать, играть в кондукторов и т.п, в национальном музее был свой детский городок, где можно было опробовать множество профессий прошлого или построить замок.
Позже мы дошли до рыночной площади и решили попробовать новое - еду, предлагаемую тут же в открытых кафе. Мы взяли себе традиционный кусочек туристической еды и устроились вместе с сильным ветром рядом с заливом.

Неподалеку в парке Эспланада шел открытый концерт с незнакомой мне музыкой (но очень красивой) и песнями, разные люди сменяли друг друга, и каждый раз возвращаясь к сцене можно было услышать что-то новое. Эта часть парка и сцена известна тем, что летом там без перерыва идут различные открытые концерты и фестивали.

В другой части парка, установлен памятник национальному поэту Рунебергу, я сидела в его компании и вместе мы наблюдали за спешащими мимо людьми.

Из парка А. позвал меня в мэрию на выставку.. В мэрии работает инфо-центр, где можно бесплатно набрать себе карт и брошюр о городе, регионах и стране на разных языках, посидеть за компьютерами в интернете или прицепиться к вай-фаю, сбегать в туалет ("а представьте как вы идете в туалет в Смольный" написал кто-то в отзывах) и посмотреть на бесплатные выставки. В этот раз там показывали выдуманную стим-панк компанию, которая будто бы изготовляла причудливые стим-панк машинки (интересно и забавно).
Позже мы гуляли по улицами искали-и-находили новые дома национального романтизма (такие формы принял тут модерн), причудливые фонтаны и скульптуры; зашли в кондитерскую Fazer и не удержались, взяли вкусные (но не полезные) ягоды в шоколаде (они слишком быстро кончились и я с грустью вспоминаю о них). Посидели на травке на холме рядом с обсерваторией (тут впервые мне захотелось поваляться на травке, обычно я очень опасаюсь)).

Вечерело и решили догулять до парка с озером (тут же в центре, неподалеку от жд вокзала). Первыми на газоне нас встретили стаи крупных белощеких казарок, они причудливо сочетались с окружающим пейзажем из озера, деревьев и современных зданий. Вдалеке мы увидели "детскую" площадку с мягким покрытием (ну как "детскую", если ее оккупировали взрослые и делали там без конца селфи?). "О, мягкое покрытие!" - обрадовалась я, махая руками. "Да что я там не видел в этих мягких покрытиях" - начал было А. и наступил на поверхность, сравнимую с облаком. Следующие полчаса мы пробовали там качели, невинную на вид, но экстремальную вертушку и другие приспособления для лазания и превращения взрослых в детей. Выходить обратно на асфальт не хотелось. (Но пришлось ради оранжевого заката, разлившегося по воде и небу над концерт-холлом)
Пока не стемнело совсем, мы гуляли по парку, встречали множество людей, играющих в Покемон Го, занимающихся бегом или катающихся на велосипедах. Люди в городе встречаются очень красивые, не только стильно и интересно одетые, но они еще так красиво и интересно окрашивают и укладывают волосы, что очень вдохновляет.
На этом наши два дня в Хельсинки были почти исчерпаны, они пролетели на одном дыхании и кажется столько еще "не догуляно, не опробовано", что хочется вернуться хотя бы ради гармонии.